САЙТ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ Коростелевой Елены Григорьевны

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 235
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

 г. Уржума  Кировской области

 

 

 

 

 

Программа летнего эколого-краеведческого лагеря «Робинзонада»

 

 

 

 

Разработчики: учитель биологии Е.Г. Коростелева,

учитель географии С.А.Татаринова

Участники программы: учащиеся школы в возрасте 12-14 лет

 

 

 

Уржум 2014 г.

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

С момента своего возникновения человек был связан с природой. Раньше каждый сельский житель фактически был хорошим экологом, хотя и не подозревал об этом. Живя среди природы, находясь от нее в глубокой зависимости, человек в течение многих веков был вынужден наблюдать за природными явлениями, приспосабливаться к ним. С раннего детства, постепенно, исподволь, подражая взрослым, дети осваивали разнообразные трудовые умения и навыки, осваивали прочно, на всю жизнь.

В настоящее время в вязи с повышением уровня урбанизации связь человека и природы ослабевает. Современный человек, живущий в городе, оторванный от природы, совершенно не обладает знаниями, необходимыми для выживания в естественной среде.

А что, если на месте Робинзона окажется горожанин 21-го века? Сумеет ли он построить укрытие от дождя, найти в лесу и хлеб, и бумагу, и чернила, и лекарства, и мыло, и мочалку? И не просто найти, а приготовить. Наверное, он судорожно начнет вспоминать, что делал в детстве, как с помощью увеличительного стекла пытался разжечь костер и искал что-нибудь съедобное на лугу. У детей всегда наблюдается устойчивый интерес к естествоиспытанию, и поэтому необходимо воспользоваться этим для развития навыков выживания в природной среде, не причиняя ей вреда.

Главной особенностью лагеря является исследовательская деятельность, которая способствует воспитанию у школьников инициативы, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края, развивает эколого-краеведческую  культуру. Большое значение при этом имеет практическая направленность проводимых исследований. Даёт возможность для раскрытия творческих способностей детей и помогает сориентироваться в выборе профессии. Работа на свежем воздухе способствует физическому и духовному росту детей.

Работа лагеря строится на  принципах соуправления, самообслуживания, творческой инициативы учащихся в сотрудничестве с педагогическим коллективом лагеря. В связи с тем, что в лагере занимаются дети разного возраста (6 – 10 класс), очень важно создать атмосферу сотрудничества, дружбы, товарищества и взаимопомощи. Этому способствует выполнение общей цели, где у каждого свой объем работы, и от каждого зависит общий результат.

Эколого-краеведческий лагерь проводится с 2014 года. За этот срок учащиеся показали неплохие результаты своей работы. Ежегодно участвовали в районной научно-практической краеведческой конференции, в районной игре-олимпиаде «Взрослейте и умейте», в районном конкурсе ученических проектов, в районных олимпиадах по биологии, экологии и краеведению. (см. таб. №1 в приложении).

Таким образом, можно сделать вывод, что работа в лагере дает возможность получить новые знания практической направленности, расширяет кругозор детей. Дети убеждаются, что знания, которые они получают, необходимы им для сохранения и рационального использования природных богатств родного края. Поэтому мы считаем, что проведение эколого-краеведческого лагеря необходимо продолжить и в будущем.

 

Цель: способствовать формированию творческой, социально-ориентированной личности в процессе ее развития на основе региональных и местных условий; укрепление интереса к эколого-краеведческой и исследовательской работе.

 

Задачи:

Образовательные:

  1. обучение простейшим правилам поведения в природе в условиях автономного существования.
  2. изучение экологического состояния микрорайона школы.
  3. изучение природы и истории родного края.

 

Развивающие:

  1. продолжить формирование умений работать с компасом, определителями, справочной литературой.
  2. вовлечение детей в различные виды творческой деятельности.
  3. выявление и сбор витаминных растений для школьной столовой.

 

Воспитательные:

  1. формирование экологического мышления в процессе исследовательской работы.
  2. вовлечение детей в социально полезную деятельность.
  3. формирование у детей общей культуры и навыков здорового образа жизни.
  4. воспитание патриотизма через изучение природы, истории, культуры своей малой родины.
  5. создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.

Содержание программы

 

 

Участники программы

Учащиеся школы, интере-сующиеся естественными науками в возрасте 12-14 лет (15 человек).

 

 

 

Сроки действия программы

Эколого-краеведческий лагерь дневного пребывания является органической составляющей экологического воспитания и проводится в июне 2014 года (одна смена 21 календарный  день).

 

Место проведения

Лагерь размещается в здании муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Уржума Кировской области, располагающей помещениями для отдыха, лабораторных занятий, школьной столовой.

 

Материально-техническое обеспечение

Учебный кабинет, актовый и спортивный залы, библиотека, компьютерный класс, медицинский кабинет.

 

Методы работы

Работа в лагере будет осуществляться по двум направлениям:

1. Экологическое

  • выживание в природе в автономных условиях
  • использование дикорастущих растений для нужд человека
  • школьный мониторинг

2. Краеведческое

Свою краеведческую работу мы разделили на три блока:

  1. изучение своего населенного пункта и его окрестностей (исследование урочища «Серые камни», реки Кунтавки и т. д.), знакомство с интересными людьми
  2. изучение своего района:

    а) составление каталога «Погибшие деревни», «Моя родословная»

б) палеонтологические находки)

  1. изучение своей области: знакомство с уникальными объектами природы области ( Пилинский лог, урочище «Серые камни»).

По всем направлениям работа будет вестись параллельно.

В процессе деятельности школьники должны научиться:

  • основным способам ориентирования на местности: по компасу, по небесным светилам, по местным признакам, определять стороны горизонта по растениям и животным
  • оборудовать временное жилище
  • добывать огонь различными способами
  • добывать воду
  • распознавать и использовать в пищу съедобные дикорастущие растения
  • проводить мониторинг школы

В течение работы лагеря учащиеся выполнят индивидуальные исследовательские работы по темам:

  • Спортивные достижения школы
  • Учительские семейные династии
  • Изучение растительности городского парка
  • Изучение минералов и горных пород родного края
  • Многообразие пауков
  • Написание паспортов природных объектов
  • Изучение редких растений г.Уржума
  • Написание родословной своей семьи

Моя фамилия на карте района

Ожидаемые конечные результаты:

  • работая в лагере, дети будут развивать свой творческий и научный потенциал;
  • научатся наблюдать за природой, вести дневники наблюдений, определять виды растений и животных, распространенных в окрестностях города, выявлять хозяйственную значимость растений;
  • учащиеся приобретут навыки самостоятельной исследовательской деятельности – сбора материала, его обработки, анализа и обобщения, научатся простейшим правилам поведения в природе в условиях автономного существования.

 Итогом работы детей будет написание работы по теме исследования и выступление на научно-практической конференции. Кроме того, будут собраны экспонаты, и созданы экспозиции для кабинетов биологии и географии.

 

Необходимое оборудование:

 

1. Фотоаппарат – 1 шт.

2. Компас – 5 шт.

3. Альбомы (разъемные) – 10 шт.

4. Карандаши цветные – 4 коробки.

5. Фломастеры – 4 коробки.

6. Папки (с завязками) – 15 шт.

7. Чертежная бумага (формат А3) – 10 шт.

8. Ватман – 5 листов.

9. Лопаточки для сбора растений – 4 шт.

10. Сачок  для сбора насекомых – 5 шт.

11. Рулетка (5 м) – 1 шт.

12. Шпагат (10 м) – 1 шт.

13. Планшет – 4 шт.

14. Аптечка

15. Эфир для усыпления насекомых.

16. Увеличительное стекло.

17. Компьютер

 

Кадровое обеспечение

В соответствии с приказом директора о работе летнего экологического лагеря в реализации программы участвуют учителя биологии и географии, физкультуры, ОБЖ и медицинский работник школы. Кроме этого предполагается сотрудничество с работниками краеведческого музея, районной библиотеки, архива, местными краеведами, районной больницей, СЭС, экологами  (см. приложение 4).

Циклограмма

организационных мероприятий по подготовке и проведению школьного экологического лагеря.

 

Мероприятия

Срок

Ответственные

1.

Изучение с работниками образовательного учреждения

Нормативно- правовых документов, связанных с организацией отдыха детей.

сентябрь

Администрация ОУ

2.

Изучение потребностей детей и родителей в организации свободного времени в период каникул (анкетирование)

март

Администрация ОУ, кл.руководители, учителя. преподающие естественные науки.

3.

Информирование учащихся и родителей о различных формах занятости детей в каникулярный период, в том числе работе эколого-краеведческого лагеря.

март

Администрация ОУ, кл. руководители, учителя, преподающие естественные науки.

4.

Выбор объектов исследования и подбор методик.

март

Коростелёва Е.Г.

Татаринова С.А.

5.

Разработка программы эколого-краеведческого лагеря.

апрель

Коростелёва Е.Г.

6.

Организация семинара для педагогического коллектива , работающего в лагере дневного пребывания.

май

Заместитель директора по воспитательной работе.

7.

Организация семинара для учителей, работающих в эколого-краеведческом лагере.

май

Коростелёва Е.Г.

8.

Составление плана проведения эколого-краеведческого лагеря

май

Коростелёва Е.Г.

Татариновыа С.А.

9.

Издание приказа на организацию летнего труда и отдыха учащихся.

май

Администрация ОУ

10.

Подготовка МТБ ОУ к проведению эколого-краеведческого лагеря

май

Администрация ОУ

11.

Составление финансово- экономической документации по проведению ЛДП.

май

Администрация ОУ, начальник лагеря.

12.

Приёмка лагеря

май

ЦГСН, ПЧ

13.

Вовлечение детей в эколого-краеведческий лагерь, приём заявлений от родителей.

Май

Начальник лагеря, учителя, работающие в экологическом лагере.

13.

Проведение медосмотра работников лагеря.

Май

Начальник лагеря, медицинский работник школы.

14.

Организация работы в лагере. Проведение медосмотра учащихся

июнь

Начальник лагеря, учителя, работающие в экологическом лагере.

15.

Подведение итогов работы лагеря

сентябрь

администрация

 

План – график реализации программы.

 

Этап, мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Организационный

1. Формирование звеньев,

2. Планирование,

3. Выбор лидеров.

4. Оформление экологического уголка.

6-7 июня

Педагоги, вожатые

2.

Основной

1. Эколого-краеведческая исследовательская деятельность;

2. Сбор и создание экспонатов для кабинетов биологии и географии;

3. Коллективные творческие дела.

4. Проведение оздоровительных мероприятий: зарядок, спортивных игр, походов.

5. Проведение воспитательных мероприятий: конкурсов, игр, просмотр кинофильмов.

6. Проведение трудовых мероприятий (уборка территории школы, очистка источника)

8-18

июня

Педагоги, вожатые

3.

Итоговый

Научная конференция;

Награждение активных участников.

19

июня

Начальник лагеря, педагоги, вожатые.

План работы

 

День по порядку

Содержание работы

1 день

03.06

Организационный день

  1. медосмотр детей
  2. распределение по звеньям, выбор лидера
  3. знакомство с режимом работы лагеря, инструктаж по ТБ
  4. организация работы в звеньях
  5. посвящение в робинзоны
  6. оформление уголка
  7. Опрос родственников по истории своей семьи
  8. Экскурсия в редакцию газеты «Кировская искра»
  9. Практическая работа по анатомии растений

2 день

04.06

  1. Инструктаж по ТБ
  2. Работа в районной библиотеке «Что обозначает моя фамилия». Беседа «Вода- источник жизни»
  3. Сбор материала для индивидуальных проектных работ.
  4. Обработка собранного материала.
  5. Посадка цветов на участке
  6. Изучение анатомии червей и членистоногих

3 день

05.05

  1. Инструктаж по ТБ.
  2. Работа в городской библиотеке
  3. Экскурсия в городской парк
  4. Беседа в музее «Памятники природы»

4 день

06.06

Инструктаж по ТБ.

  1. Экскурсия на метеостанцию
  2. Подготовка к походу

5 день

07.06

  1. Инструктаж по ТБ.
  2. Поход на Серые камни (поиск Орхидных растений) и обнажение.

6 день

09.06

  1. Инструктаж по ТБ.
  2. Изучение автотранспортной нагрузки в микрорайоне школы.
  3. Минералы и горные породы родного края.

7 день

10.06

  1. Инструктаж по ТБ.
  2. Поездка в с. Р.Турек. Кедровая роща.

8 день

11.06

  1. Инструктаж по ТБ.
  2. Работа в архиве г. Уржума
  3. Экскурсия в Агротехникум- отделение ветеринарии

9 день

12.06

  1. День России

10 день

13.06

  1. Инструктаж по ТБ.
  2. Экскурсия в Пилинский лог.Музей в с. Лопьял

11 день

14.06

  1. Обработка собранного материала.
  2. Оформление работ.
  3. «Встречи с интересными людьми»

12 день

16.06

1. Инструктаж по ТБ

2. Исследование и описание луга за р. Уржумкой

13 день

17.06

  1. Инструктаж по ТБ
  2. Экскурсия в Лесхоз (Дендрарий)
  3. Экскурсия в Медучилище

14день

18.06

1.Инструктаж по ТБ

2.  Исследование и описание реки Кунтавки

15 -16 день

19.06-20.06

1. Инструктаж по ТБ

Двухдневный поход в д.Сюкся

17 день

21.06

«Встречи с интересными людьми»

18 день

23.06

Закрытие смены лагеря

 

Приложение 1

Режим работы экологического лагеря

  1. Семь рабочих дней в неделю, одна смена, продолжительность 14день.
  2. Распорядок дня.

Время

Распорядок дня

7.45

Прием детей

8.00 – 8.15

Завтрак

8.15 – 12.00

Работа на местности

12.00 – 12.30

Обед

12.30 – 13.45

Анализ и обработка собранного материала

13.45 – 14.00

Поведение итогов дня

 

 

Приложение 2

Положение

о профильном эколого-краеведческом лагере

в МОУ СОШ №3 г. Уржума

 

  1. Общие положения.

Профильный эколого- краеведческий лагерь (далее лагерь) организуется для реализации программы «Робинзонада».

Лагерь создается для учащихся школы 12-14 лет интересующихся естественными науками.

Лагерь функционирует в июне месяце на базе МОУ СОШ №3. Работает в режиме шестидневной рабочей недели. Продолжительность работы лагеря – 14 календарный день.

Питание учащихся организуется в школьной столовой.

Участники экологического лагеря освобождаются от 5 дней обязательной летней трудовой практики.

Общее руководство работой лагеря возлагается на заместителя директора по УВР.

 

  1. Цели и задачи.

Цель: способствовать   формированию   творческой,   социально-ориентированной личности в процессе ее развития на основе региональных и местных условий; укрепление интереса к экологической и исследовательской работе.

 

Задачи:

Образовательные:

  1. обучение простейшим правилам поведения в природе в условиях автономного существования.
  2. изучение экологического состояния микрорайона школы.
  3. изучение природы и истории родного края.

 

Развивающие:

  1. продолжить формирование умений работать с компасом, определителями, справочной литературой.
  2. вовлечение детей в различные виды творческой деятельности.
  3. выявление и сбор витаминных растений для школьной столовой.

Воспитательные:

  1. формирование экологического мышления в процессе исследовательской работы.
  2. вовлечение детей в социально полезную деятельность.
  3. формирование у детей общей культуры и навыков здорового образа жизни.
  4. воспитание патриотизма через изучение природы, истории, культуры своей малой родины.
  5. создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи.
  1. Организация деятельности лагеря.

В лагере создаются временные разновозрастные микрогруппы с периодической сменой деятельности.

Работа будет проводиться по двум направлениям:

  • экологическое
  • краеведческое

 

  1. Кадры и условия труда работников.

Начальник и педагоги лагеря назначаются из числа педагогических работников школы приказом ее директора. При приеме на работу в лагерь от работника требуется медицинское заключение о состоянии здоровья. Каждый работающий в лагере должен быть ознакомлен с условиями труда, правилами внутреннего распорядка.

Начальник лагеря:

  • обеспечивает общее руководство деятельностью лагеря, утверждает правила внутреннего распорядка лагеря, издает приказы по лагерю;
  • знакомит работников с условиями труда, проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми, утверждает график работы персонала лагеря, отвечает за организацию учета детей и персонала;
  • создает необходимые условия для воспитательной и оздоровительной работы в лагере;
  • несет ответственность за организацию питания школьников в лагере.

Педагоги, работающие в лагере, осуществляют выполнение программы лагеря.

 

  1. Охрана жизни и здоровья школьников в лагере.

Начальник лагеря и персонал несут ответственность за безопасность жизни и здоровья школьников.

Работники лагеря и учащиеся обязаны соблюдать дисциплину, выполнять правила внутреннего распорядка, режим дня и план работы лагеря.

Купание школьников разрешается начальником лагеря или медицинской сестрой. Перед купанием производится инструктаж.

Организация походов, экскурсий и экспедиций проводится в соответствии с инструкцией по организации и проведению турпоходов, экспедиций и экскурсий с учащимися.

 

  1. Финансирование.

Финансирование осуществляется за счет средств Кировского регионального фонда социального страхования по организации дневных лагерей.

 

Приложение 3.

Отзыв

методического совета

МОУ Центр дополнительного образования детей

г. Уржума Кировской области о деятельности эколого-краеведческого лагеря «Робинзонада»

МОУ СОШ № 3 г. Уржума Кировской области

 

В течение 18 лет в МОУ ЦДОд г. Уржума Кировской области проводится районная интеллектуальная краеведческая игра – олимпиада «Взрослейте и умейте». Конкурсные задания оцениваются по 3 номинациям: природное, историческое и художественное краеведение. Учащиеся муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 3" г. Уржума Кировской области, воспитанники эколого-краеведческого лагеря «Робинзонада» принимают активное участие в игре-олимпиаде: пишут исследовательские работы по природному и историческому краеведению, участвуют в музыкальном и поэтическом конкурсе. Лучшие исследования отмечены грамотами ЦДОд.

Ежегодно участвуют в работе районной краеведческой конференции, где не только подводятся итоги и планируется дальнейшая деятельность, но и проходит конкурс исследовательских работ (2006г. – 1 место Широких Е., 2 место Исакова Е.,  2008г. – 1 место Бахтина К.).

Участвует в районной краеведческой олимпиаде, показывают неплохие результаты (2006г. – 1 место Чучалина А., 3 место – Решетникова О.)

Занимаются учащиеся школы и в объединениях ЦДОд по туристско-краеведческой направленности: «Турист – эколог» (руководитель Алябышев В.П.), «Живой уголок» (руководитель Исакова С.А.)

Учатся воспитанники эколого-краеведческого лагеря в областной очно-заочной краеведческой школе. За годы ее существования школу окончили 6 человек – учащихся МОУ СОШ № 3 г. Уржума Кировской области.

 

Приложение 4.

Отзыв

участников  лагеря

 

Экологический лагерь при МОУ СОШ № 3 города Уржума работает уже третий год подряд. Смена в каждом году проходит очень интересно и весело. У нас сплоченный и дружный коллектив. Практически ежедневно мы получаем новые знания, которые могут пригодиться нам в дальнейшем. Также каждый работает над проектом по теме, которая наиболее привлекательна для него. Время мы проводим с пользой. Нередко помогаем ухаживать за пришкольным участком.

Мы часто посещаем библиотеку, архив, музеи. К нам приходят интересные люди, они рассказывают о своих профессиях.

Конечно, самое излюбленное наше занятие – поход. В 2008 году старшеклассницы выбрали тему «Погибшие деревни». Мы ходили в деревни Отрясы, Шуран, Кугерь, Зоново, изучали их историю.

(Плотникова Анна, 9 класс)

Летом я посещала школьный экологический  лагерь. Так получилось, что раньше я не могла, и была в нем первый раз. Я не могла представить себе, что в экологическом лагере так здорово! Нашим девизом было «робинзонада – нам больше всех надо!» и на самом деле, мы побывали даже там где,  кажется, не ступала нога человека. Мы ходили по неведомым  дорожкам, ползали по «скалам», ходили под дождем, «жили» на природе в палатках, и нам этого всего было мало! Встречались с очень интересными людьми, такими как экологом и жительницей погибшей деревни Шуран. Побывали в архиве, музее, библиотеке с целью узнать, как больше о деревнях, которые исчезли. А некоторые деревни мы даже посетили! Вот это здорово быть там, где остались одни «руины», свежий воздух и чистая природа! Летом это так красиво: поют птички, светит солнце, журчит вдали ручеек, шелест листьев березок зовут тебя.… А в березовой роще в Шуране и на Кугери  такое чувство, что ты в неведомом краю, где-то в потустороннем мире. И ты в этой сказке со своими друзьями и преподавателями, наедине с природой – это восхитительно! Каждый день был просто необычаен и незабываемый в этом лагере!

 

Лагерь – экологический,

Лагерь – фантастический!

Приходи суда скорей

Что бы было веселей!

 

С пользой время проведешь,

И счастливый ты уйдешь,

Много нового узнаешь,

А еще все поведаешь,

Вместе с нами ты поймешь

Как  в Уржуме ты живешь,

 

Посетим места такие

Что захватывает дрожь,

Там такие люди жили,

Что таких уж не найдешь…

 

 

В этой сказке хотелась остаться навсегда! Спасибо, большое учителям, что они нас сводили «за лесок». Только благодаря им я попала в сказку, в которой все так хорошо и красиво.

(Бахтина  Ксения, 11 класс)

Библиографический список

 

Литература для учителя

по организации досуга детей.

1. Воронкова Л.В. Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетно- ролевые игры. Кипарис- 13. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У. Ю. Коллективно- творческие дела. Игры. Праздники. Аттракционы. Развлечения. Индивидуальная работа. Соревнования. Кипарис .Изд. 3-е. -М.: Педагогическое общество России, 2005

3. Григоренко Ю.Н, Пушкина М.А. Здравствуй, наш лагерь! Кипарис-4 -М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Журнал Заместитель директора школы по воспитательной работе №2, 2005.

5.Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря: настольная книга воспитателя и вожатого. Изд. 4- е. – Ростов н / Д: Феникс, 2005г.

 

Литература для учителя

по организации научной работы.

1. Беляева В.С., Васильевская Изучаем природу родного края.- М. Просвещение. 1971г.

2. Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии.- М. Просвещение. 1983 г.

3. Мамаев Б.М., Бордукова Е.А.Энтомология для учителя.- М. Просвещение 1985 г.

4. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. .- М. Просвещение 1968 г.

5. Раздымалин И.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе опытнической работы. - М. Просвещение 1976 г.

6. Райков Б.Е., Римский- Корсаков М.Н. Зоологические Экскурсии. –М.: Топикал, 1994г.

7. Сборник документов и методических материалов. Выпуск 24. Кировская областная станция юных туристов. г. Киров, 19

Поиск
Календарь
«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz