РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 5-9 класса
Уровень изучения учебного материала – базовый
Рабочая программа 5-6 класс составлена на основе ФГОС (в редакции приказа от 31.12.2015 г. № 1577) , примерной основной образовательной программой основного общего образования с учетом авторской программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ В. И. Сивоглазов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2021.
Рабочая программа 7-9 класс составлена на основе ФГОС (в редакции приказа от 31.12.2015 г. № 1577) , примерной основной образовательной программой основного общего образования с учетом авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова (линейный курс) (Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс. Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров 2016 г.)
Учебно-методический комплекс для 5-6 класса (УМК):
- Сивоглазов, А.А. Плешаков. Биология. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.И. Сивоглазов, А. А. Плешаков. – 2-е изд.– М.: Просвещение, 2020.
- В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков. Биология. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / В.И. Сивоглазов, А. А. Плешаков. – 3-е изд.– М.: Просвещение, 2021.
Учебно-методический комплекс для 7-9 класса (УМК):
- Н.И. Сонин., В.Б.Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения. 7 класс учебник/Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. – 5-е изд., испр. М. : Дрофа, 2018.
- Н.И. Сонин., В.Б.Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс: учебник/Н. И. Сонин, В. Б. Захаров. – М. : Дрофа, 2018.
- М.Р.Сапин, Н.И. Сонин. Биология. Человек.9 класс: учебник/ М.Р.Сапин, Н. И. Сонина. – М. : Дрофа, 2018.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Примерная программа по биологии для основного общего и среднего общего образования составлена из расчета часов обязательной части учебного плана.
- 5 класс – 1 часа в неделю, 34часов в год
- 6 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
- 7 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
- 8 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
- 9 класс – 2 часа в неделю, 68 часов в год
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» 9 класс.
Личностные
- Воспитание российской гражданской идентичности, чувства патриотизма, уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к обучению, способности к самообразованию;
- формирование целостного научного мировоззрения;
- осознание учащимися ценности здорового образа жизни;
- знание правил поведения в обществе и чрезвычайных ситуациях;
- формирование экологического мышления.
Метапредметные
Учащиеся должны уметь:
- планировать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- участвовать в совместной деятельности;
- оценивать свою работу и работу одноклассников;
- выделять главные и существенные признаки понятий;
- сравнивать объекты, факты по заданным критериям;
- высказывать свои предположения, отстаивать их, подтверждать фактами;
- выявлять причинно-следственные связи;
- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации;
- работать с текстом и его компонентами;
-создавать презентации, используя возможности компьютерных технологий организовывать свою учебную деятельность;
- ставить учебные задачи;
- планировать и корректировать свою познавательную деятельность;
- объективно оценивать свою работу и работу товарищей;
- сравнивать и классифицировать объекты;
- определять проблемы и предлагать способы их решения;
- применять методы анализа и синтеза;
- использовать дополнительные источники для поиска необходимой информации, в том числе ресурсы Интернета;
- представлять информацию в различных формах;
-составлять аннотации, рецензии, резюме;
-уметь делать сообщение, вести дискуссии.
Предметные
Учащиеся должны знать:
- доказательства родства человека и животных;
- вклад отечественных и зарубежных учёных в развитие о строении и функционировании организма человека;
- науки, изучающие организм человека;
- основные органоиды клетки, ткани, органы и системы органов.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять взаимосвязь строения и функций клеток, тканей;
- характеризовать структурные компоненты основных систем органов тела человека;
-сравнивать особенности внешнего строения древних предков человека, представителей различных рас, делать выводы на основе сравнения;
- выделять и описывать существенные признаки процессов жизнедеятельности организма человека.
- существенные признаки организма, его биологическую и социальную природу;
- строение и функции органов и систем органов человека.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на муляжах, наглядных пособиях органы и системы органов человека;
- аргументировано доказывать необходимость борьбы с вредными привычками, стрессами;
- оказывать первую доврачебную помощь человеку при кровотечениях, травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях и др.;
- применять меры профилактики простудных и инфекционных заболеваний;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования;
- соблюдать правила поведения и работы в кабинете биологии;
- приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды;
- объяснять место и роль человека в биосфере.
Обучающийся, окончивший 9 класс, научится:
- выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;
- аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;
- аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;
- аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;
- выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
- знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
- анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
- описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся, окончивший 9 класс получит возможность научиться:
- объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
- находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
- находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
- анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
- создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.